Конфликт – это нормальная, даже полезная часть взаимоотношений!
И действительно, два человека не могут ожидать, что они будут всегда и во всем согласны друг с другом. И раз конфликты неизбежны во взаимоотношениях, очень важно научиться правильно вести себя в конфликте. Ведь если конфликт пустить на самотек, то он может и навредить отношениям. А если научиться управлять конфликтом, он может стать отличной возможностью для личностного роста и в конечном счете укрепить связь между вами и другими людьми.
Для успешного разрешения конфликтов, вам важно развить в себе способности:
- Управлять стрессом и сохранять спокойствие и внимание в стрессовой ситуации.
- Управлять своими эмоциями и своим поведением.
- Уделять внимание не только словам, но и чувствам другого человека.
- Понимать и уважать разницу в ваших мнениях.
Если вы потеряли связь со своими чувствами или из-за хронического стресса позволяете себе только некоторые эмоции, то вы теряете способность понимать собственные желания и потребности. А если вы не понимаете свои глубинные потребности, вам будет трудно общаться с другими, а также отдавать себе отчет в том, что конкретно вас действительно беспокоит.
Например, пары часто спорят о мелочах - о том, как он повесил полотенце, или о том, как она уложила волосы, а не о том, что их действительно беспокоит. Если вы не понимаете, что в личных взаимоотношениях потребности людей могут различаться, то это может привести к отдалению друг от друга, спорам и расставанию. На работе различие во мнениях и потребностях тоже довольно часто вызывает ожесточенные споры. Что же необходимо для улучшения взаимоотношений и быстрого и безболезненного разрешения конфликтов?
Первый шаг к успеху: быть в курсе различий между вами и вашими партнерами и уважать эти различия. Следующим шагом будет приобретение умения сесть за стол переговоров и рассмотреть возможные пути к творческому решению проблем. При этом необходимо осознавать и уметь управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение. Только в этом случае вы сможете донести до других людей ваши потребности, не запугивая и, не угрожая и не наказывая их. Избегайте неуважительные слова и действия, и вы сможете решить проблему быстрее и добиться нужного вам результата.
Умеете ли вы успешно решать конфликты?
Вот некоторые нездоровые реакции на конфликт:
- Неспособность распознавать и реагировать на то, что действительно важно для другого человека
- Реакции гнева, вины, обиды или взрыв эмоций
- Отказ от общения, изоляция, осуждение, или страх быть отверженным
- Ожидание плохих результатов
- Страх и избегание конфликтов
Здоровые реакции на конфликт:
- Способность распознавать и реагировать на важные вопросы
- Готовность простить и забыть
- Способность найти компромисс и решение конфликта, не прибегая к наказанию
- Убеждение, что можно найти такое решение конфликта, которое будет соблюдать интересы обеих сторон
Управление и урегулирование конфликтов требует эмоциональной зрелости, самообладания, и понимания других людей. Поначалу это может казаться сложным, вызывать разочарование, и даже пугать. Придерживайтесь следующих принципов урегулирования конфликта, и вы научитесь успешному разрешению конфликтов:
- Сделайте отношения своим приоритетом. Самое важное для вас - это поддержание и укрепление отношений, а не "победа любой ценой". Уважайте другого человека и его точку зрения.
- Сосредоточьтесь на настоящем. Если вы копите старые обиды и обвинения, эти чувства будут искажать ваше восприятие сегодняшней реальной ситуации. Вместо того, чтобы жить прошлым и искать виноватых, сосредоточьте свое внимание на том, что вы можете сделать "здесь и сейчас", чтобы решить свою проблему.
- Выбирайте время и предмет для конфликта. Конфликты могут быть выматывающими, поэтому очень важно хорошенько подумать, заслуживает ли каждая конкретная ситуация вашего времени и энергии.
- Будьте готовы простить. Разрешение конфликта невозможно, если вы не умеете прощать. Успех в разрешении споров заключается в отказе от желания наказать.
- Умейте отступить. Если вы не можете прийти к соглашению, согласитесь не согласиться. Чтобы продолжать спор, надо чтобы в нем продолжали участвовать двое. Если конфликт никуда не ведет, вы можете выйти из него и переключиться на другие занятия.